Психолог — профессия интересная и вызывающая очень много споров и обсуждений. Один из горячих вопросов — это как брать деньги, сколько, и брать ли вообще.

С одной стороны, психолог относится к категории людей, работающих с такой тонкой материей, как душа, где слово «деньги» является чуть ли не ругательным, с другой стороны эту тонкую материю практически невозможно измерить в деньгах.

Как обычно складывается цена — себестоимость + прибыль. Какая себестоимость работы психолога? Аренда помещения, давайте ещё добавим стоимость учёбы на психолога. И всё. Хотя нет — психолога же надо кормить, одевать, купить ему в кабинет дорогой диван (а без дивана разве можно вести консультации?), возить психолога на машине, и много ещё чего. Всё сложим, разелим на примерное число консультаций в месяц, такая и получится себестоимость. А если психолог хочет не овсянкой питаться, а чёрной икрой, значит его себестоимость повышается?

Себестоимость-то повысилась, и её можно повышать до бесконечности, особенно если учесть, что психологи сами любят учиться и по тренингам ездить, а это удовольствие недешёвое. Но качество? Каково качество услуг?

Может тогда, нужно исходить не из себестоимости, а из качества услуг? Но как это качество измерить? Количеством дней опыта или количеством дипломов? Психолог, который работает с детками в садике менее качественный, чем тот, который работает с бизнесменами?

Тогда получается, надо исходить из того, какую пользу несёт психолог для общества? Это хорошо, если из тех детей, с которыми он работал, вырастут врачи, президенты, космонавты, а если вырастет бандит — психолог был виноват? И как вообще узнаешь заранее — что получится? Оплачивать труд специалиста не сразу, а 40 лет спустя?

Есть ещё такой подход — рыночная стоимость, когда цену устанавливают, исходя из цен на рынке. Есть примерная такая градация по опыту работы — вчерашние выпускники ставят себе ценник 300-500 рублей за час, матёрые психологи выходят на сумму в 3-5 тысяч рублей, опять же зависит от города — в Москве даже выпускники стоят не меньше тысячи, а в глубинке даже за 500 не пойдут ни к какому именитому профессору, потому что просто нет столько денег.

Опять же зависит от темы — если это связано с деньгами, заработком, управлением бизнеса, то психолог смело может просить в 2-3 раза больше, чем если это будет консультация на тему уверенности в себе.

И вот как-то это всё совместив, мы приходим к определённой цене.

Но есть ведь ещё такое понятие, как ценность для человека, который пришёл на консультацию!!! Об этом я напишу отдельную статью, и иногда я пользуюсь именно этим принципом, когда озвучиваю цену.

Сейчас хочу поделиться моими принципами, которыми я руководствуюсь, когда ставлю цену на свои услуги (консультации, тренинги, занятия):

1. Моя цель как бизнесмена, для чего я провожу это мероприятие (не только занятия, но и индивидуальная работа в данном случае имеется ввиду). Если я хочу привлечь как можно больше людей, то цена будет ниже. Если поток клиентов большой и хочется отсеять тех, кто приходит просто на заборе посидеть, то цена будет выше.

2. Задачи, которые я решаю для человека. Если это связано с деньгами, самореализацией, психологией бизнеса, то цена будет выше. Например, тренинг тренеров, после которого участник сможет построить свой бизнес и за несколько дней окупить вложения в него, будет стоить в несколько раз дороже тренинга по воспитанию детей. Хотя сложно сказать, что ценнее и важнее в жизни, но чем более денежная и бизнесовая цель мероприятия, тем она будет дороже.

3. Масштаб мероприятия — персональная консультация будет дороже, чем вебинар в интернете. Первая консультация может быть доступной по цене, но если мы настраиваемся на долгую работу, то она будет стоить существенно дороже.

4. Моя включённость в мероприятие — если я провожу вебинар, который могут посетить сотни и тысячи людей, и каждый человек или даже плюс минус сто человек, для меня ничего не меняет (я одинаково вещаю в монитор), то это может стоить дешевле, чем тренинг, в котором я даю постоянную обратную связь и в котором я максимально включена в каждого участника. Причём это не зависит от того, будет ли тренинг проходить он-лайн или вживую. Цена будет зависеть именно от моего включения в людей — сколько персонального внимания я уделяю участникам.

5. Иногда я разделяю цену за услугу и орграсходы. Понятно, что при работе в интернете орграсходы минимальные, и даже если растёт число участников, себестоимость почти не меняется. А когда работаешь вживую, то нужно и зал арендовать, и чай-кофе организовать. В таком случае цена за тренинг будет складываться из предыдущих принципов, и отдельно с участников возьму за орграсходы (подсчитала расходы, разделила на число участников).

Как Вы ставите цены на свои услуги? Чем руководствуетесь? Поделитесь своим опытом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Навигация по записям